Глава Министерства экономического развития РФ Алексей Улюкаев в апреле текущего года заявлял, что МЭР предлагает проиндексировать на 2017 год тарифы на грузовые железнодорожные перевозки на 4,5%.
В прогнозе социально-экономического развития РФ на 2017-2019гг, одобренном правительством, говориться: «В целях недопущения избыточного роста транспортных издержек экономики в 2017–2019 годах будет осуществлено сдерживание темпов роста тарифов на грузовые перевозки, для чего в настоящее время разрабатываются системные меры по оптимизации издержек и повышению эффективности РЖД. В таких условиях параметры индексации цен на грузовые перевозки составят 4,5%, 4,5% и 4,2% соответственно».
Что касается ставок, то отмечается, что с целью стимулирования грузоотправителей РЖД планируется предложить практику применения механизма так называемого ценового коридора. ОАО «РЖД» с 2013 года наделены правом в определенных случаях вводить как скидки, так и надбавки к тарифам на грузоперевозки в рамках коридора. Индексация грузового тарифа Перевозчика в 2016 года была утверждена на 9%, однако за счет применения тарифного коридора рост в целом по году не превысит 7,5%.
МЭР пишет в прогнозе, что с 2013 года отмечалось снижение ставок на услуги по предоставлению грузовых вагонов, которые не регулируются государством.
Согласно прогнозу, в 2017–2019 годах ожидается умеренный рост цен на услуги по предоставлению грузовых вагонов. При этом, добавляют в МЭР, с целью недопущения нерыночных способов воздействия на соответствующие ставки будет усилен антимонопольный контроль со стороны Государства.
Стоимость перевозки грузов по железной дороге складывается из нескольких составляющих: инфраструктурная (в том числе заложенная в нее локомотивная) и вагонная. Вагонная получаемая операторами за предоставление подвижного состава грузоотправителю, инфраструктурная — устанавливаемая Федеральной антимонопольной службой за предоставление инфраструктурой Перевозчика ОАО «РЖД».